Вы здесь:

Возраст строптивости. О кризисе трех лет

Возраст строптивости. О кризисе трех лет
Вводный текст: 

Воспитание детей - сложная, но посильная задача для каждого родителя. На протяжении того времени, пока ребенок растет, возникает масса сложностей во взаимопонимании между родителями и любимым чадом. В возрасте трех лет у детей наступает очередной кризис личности, связанный с восприятием окружающего мира, или возраст строптивости.

В возрасте с 2 до 3 лет начинается формирование личности ребенка. Все то, что он получил с рождения, начинает давать свои ростки. В возрасте трех лет дети начинают сравнивать себя с другими людьми, давать себе самооценку, в результате у них формируется чувство гордости, стыда, они стремятся подражать взрослым. В этот период очень важно родителям подавать хороший пример поведения и поступков: как мама и папа общаются между собой, как ведут себя по отношению к нему. Есть еще множество обыденных мелочей, которые ваш ребенок будет впитывать как губка. Этим вы заложите в ребенке норму поведения на всю жизнь.

В это же время у детей появляется потребность в самостоятельности. Свое право на независимость ребенок активно отстаивает при любом вмешательстве родителей, желающих ему помочь против его воли. Этот период можно назвать "Я сам!". Родители, привыкшие всесторонне опекать и предупреждать любое желание ребенка, наталкиваются на сопротивление. Акции протеста сопровождаются истериками и капризами, зачастую, на показ. Ко всему, дети на просьбу родителей начинают все делать наоборот, всем своим поведением провоцируя их, как бы испытывая на прочность. Упрямство, строптивость, противоречивое поведение, негативное восприятие всего, чего бы вы ни сказали ребенку, – вот оружие для достижения цели. Все эти признаки свидетельствуют о наступлении трехлетнего кризиса личности у ребенка.

В возрасте трех лет у детей формируется одно из деловых качеств – потребность в достижении успехов, именно поэтому они так стремятся к самостоятельности. Но в ответ на желание дети наталкиваются на сопротивление взрослых. Познание возможностей окружающего мира в этом возрасте для ребенка – это естественная любознательность, поэтому дети упрямятся, и несмотря ни на что, вновь и вновь пытаются повторять то, что ему запрещают. Таким образом, ребенок выражает протест против неадекватного поведения взрослого в отношении него. Дети склонны к шантажу и деспотизму. Желаемого они будут добиваться любым путем. Стремление к самостоятельности негативно отражается не только на взрослых, но и на сверстниках. Это выражается в агрессии и грубости.

Как необходимо себя вести взрослым в такой ситуации?

* Будьте терпимее к вашему любимому чаду, как говорится "терпение и труд - все перетрут". Помните, что кризис – это шаг в развитии и совершенствовании, который закончится через несколько месяцев.

* Позволяйте ребенку быть самостоятельным, при условии, что он этого сам хочет.

* Не навязывайте ему свою точку зрения, давайте ему право выбора.

* Сократите количество запретов, оставив только необходимые из них.

* Не поддавайтесь на провокации, если ребенок впал в истерику, сел на пол в знак протеста, отнеситесь к этому со спокойствием, не реагируйте, пока бунтарь не успокоится.

* Не ругайте ребенка, если в результате его самостоятельности он что-то сломал или испачкал, в этом возрасте дети сориентированы на совершенствование и достижение успеха, ребенок будет стремиться делать лучше, как взрослые.

* Дайте почувствовать ребенку его значимость, покажите, что его мнение для вас важно.

* Чаще говорите своему чаду, что вы его очень любите.