Вы здесь:

Познавательные опыты для детей

Познавательные опыты для детей
Вводный текст: 

Дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники познают окружающий мир экспериментальным путем, или с помощью опыта. Детям такого возраста проще объяснить то или иное явление не с помощью фактов из литературы или ваших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.

С помощью экспериментальной ситуации дошкольник учится делать умозаключения и выводы о каком-либо физическом явлении или законе. Конечно, овладение опытом возможно лишь под четким руководством родителя или воспитателя. Именно с помощью взрослого ребенок ставит задачу, определяет пути решения, обобщает результаты. Экспериментальная деятельность вызывает у детей интерес к познанию окружающего мира, позволяет активизировать мыслительные процессы.

Интерес к опытам возникает у детей практически с пеленок, кода малыш все тянет в ротик, пытаясь попробовать любую вещь на вкус. Позже дети рассматривают детали более внимательно, стучат игрушками друг по другу, перекладывают из руки в руку. Это и есть экспериментальный путь познания мира. Старших деток интересуют процессы замерзания и таяния воды, окрашивания предметов, распространение звука, магнитные явления и т.д. Казалось бы, элементарные вещи могут привести малышей в восторг.

В качестве примера можно привести такой опыт. В емкость с водой помещают различные материалы: дерево, пробка, железо, бумага, ткань и т.д. Желательно, чтобы кусочки были одинаковой величины. Понаблюдайте вместе с детьми, что тонет, а что нет, какие материалы тонут по мере намокания. С помощью этого опыта вы познакомите детей с таким понятием как плотность. Объясните им, что если плотность материала больше плотности воды, предмет утонет. Для знакомства с понятием «объем» подойдет следующий опыт. В прозрачной емкости замерьте уровень воды маркером, затем помещайте туда предметы, различные по величине. Каждый раз отмечайте новый уровень воды. Сделайте вывод о том, что чем больше объем предмета, который погружают в воду, тем больше уровень соды. Значит, объем - это пространство, занимаемое предметом.

С помощью опыта детям можно объяснить огромное количество явлений и процессов. Где лучше растет цветок - в холоде или тепле, в темном помещении или при свете? Что произойдет со снегом в комнате? И что будет с водой в морозилке? Как окрасится вода, если в нее добавить зеленку, йод или марганцовку? Что кушает кошка или птичка? Утонет ли в воде перышко? А болт? Здесь фантазии родителей или воспитателей нет предела. Большинство опытов позволят убедиться малышу в необычных свойствах предметов или явлений, самому в будущем поставить эксперимент.