Вы здесь:

Дети и телевизор: "за" и "против"

Дети и телевизор: "за" и "против"
Вводный текст: 

Людям 21 века, когда телевизор стал неотъемлимой частью повседневной жизни, трудно представить, как без него обойтись. Во многих семьях день начинается с нажатия копки пульта. Как в этой ситуации быть детям? Стоит ли их допускать к экрану с ранних лет, либо запретить это занятие до момента окончательно взросления. Если запретить, то как это сделать. Перед родителями встает дилемма.

Ребенок перед телевизором - давно не выходящая из ряда вон сенсация. Мультфильмы, боевики, глупые сериалы, ужастики - все эти произведения киноиндустрии проходят через детскую зрительскую аудиторию. Уберечься от этого очень трудно. Если ребенка не допускают к экрану дома, он может вполне наверстать это у друзей. Родителям сложно сегодня защитить свое чадо от вредного влияния телевидения. Конечно, на ТВ показывают и умные, познавательные передачи. Что, кроме положительного, например, несет просмотр телеканал "BBC Живая природа". Но не все каналы так хороши для подрастающего поколения. Есть много телепрограмм, пропагандирующих жестокость, навязывающих примитивные взгляды на жизнь. Перед родителями, желающими видеть свое чадо развитым, умным, добрым, встает трудная задача. Но можно попытаться с ней справиться.

Родителям стоит запомнить, что телевизор влияет на освоение детьми речевых навыков. Дети, проводящие много времени перед телеэкраном могут отставать в речевом развитие. Многих это удивляет, ведь ребенок слышит речь с экрана телевизора. Но это она совсем иного рода. Дети учатся говорить только в живом общении, когда реплики направлены в их адрес и нуждаются в ответе. Только "живая" речь может обучить ребенка разговаривать. Экранная речь останется для него чужой и не найдет отклика.

Помимо внешней речи существует понятие речи "внутренней". Это отклик на впечатления, полученные от событий, общения, переживаний. Она также должна развиваться в общении между людьми. Богатая внутренняя речь ребенка говорит о высокой мозговой активности и развитии внутреннего "я". Если малыш проводит много времени перед телевизором, внутренняя речь не стимулируется, она остается в зачаточном состоянии.

Время, проведенное за экраном телевизора никогда не заменит времени, проведенного в общении с близкими взрослыми. Только разговаривая с родителями, бабушками, дедушками, ребенок приобщается к реальной жизни и происходит его социализация. Опыт полученный у экрана телевизора не сравнится с опытом жизни, прожитой рядом с родителями. В дальнейшем отсутствие такого общения может привести к отставанию в развитии в целом, снижению эмоциональности, проявлению комплексов.

Телевидение, что самое печальное, может заменить ребенку книги, сказку бабушки, разговор с мамой и папой. В результате малыш перестанет ощущать связь поколений и станет эмоционально бедным существом. Дети, проводящие много времени перед экраном телевизора, подвергаются опасности внутреннего опустошения. Они уже не станут придумывать сами себе игры, изучать окружающий мир, читать новые книги. Достаточно нажать копку - и готово развлечение, не надо напрягать мозги. Такие ребята перестают фантазировать, их внутренний мир становится бедным.

Плюс ко всему вышеперечисленному - проблемы со зрением, гиподинамия, нарушение осанки. Физические недуги не заставят себя ждать, если злоупотреблять просмотром телепередач.

Естественно, рано или поздно, все же придется допустить ребенка к экрану. Когда детям уже можно занять места "в зрительном зале", родители должны, по возможности, фильтровать все то, что смотрит ребенок. Необходимо запретить ему фильмы и передачи со сценами жестокости, насилия и унижения людьми друг друга. Просмотр новостей тоже недетское занятие. Но если уж папа и мама позволили, следует внимательно следить за ходом передачи, чтобы вовремя выключить ненужные сцены.