Вы здесь:

Чем заставить ребенка делать уроки

Чем заставить ребенка делать уроки
Вводный текст: 

Ребёнок не хочет учиться. Ситуация, знакомая многим. Приходит репетитор и тоже не может заставить ребёнка заняться делом. Бабушки, строгие дяди - все словно безоружны перед лицом одного маленького лентяя, который упорно хватает телефон или плеер вместо того, чтобы открыть учебник и сделать упражнения по русскому языку.

Прежде чем заставлять, принуждать ребёнка к тому, что претит его натуре, разберитесь, почему же так происходит. Почему ваш ребёнок бездельничает и безобразничает, в то время как другие дети спокойно садятся за стол и с интересом выполняют домашнее задание?

Вариантов тут несколько. Может быть, ребёнку просто непонятны те упражнения, которые ему задают учителя, и он, устав биться головой о то, до чего ему ещё не удалось дорасти, решил вообще не тратить на это пустое занятие своё драгоценное время. Тогда ваша задача усложняется, ибо вам придётся побыть не только любящим родителем, но и знающим педагогом. Вам надо будет открыть учебник вашего сына или вашей дочки и определить, на какой теме остановился ребёнок, перестав понимать предмет. После этого начните систематические занятия с ребёнком, во время которых объясните ему всё то, что он в своё время не усвоил. Конечно, это непросто, но через это придётся пройти.

Другой вариант развития событий. Ребёнок лодырничает потому, что таким образом он пытается выразить протест против вас, вашего отношения к нему или каких-либо наказаний, которыми вы пытались на него повлиять. Далеко не все дети (как и не все люди) способны и хотят прямо, в лицо сказать, что им не нравится. Определённым типам темперамента и характера свойственно аккумулировать раздражение и вымещать своё недовольство окольными путями. Ребёнок может рассуждать так: "Ах, вы меня поставили тогда в угол, хотя я этого не заслужил, поэтому я не буду делать домашку!" Он ещё не понимает и вряд ли поймёт за школьные годы, что "домашка" нужна в первую очередь ему самому, а вовсе не родителям. Обиду за всякое несправедливое (а подчастую и справедливое) наказание он компенсирует тем, что лишает вас сделанной им домашней работы. Объясните ему, что чем больше он выучит и поймёт сейчас, тем легче ему будет в будущем; и проследите за собой: вдруг и на самом деле ваши наказания несправедливы или слишком суровы?

Важно в этом деле стимулировать ребёнка. Если не получилось вызвать в нём интереса к изучаемому предмету, разработайте систему поощрений (соразмерных затраченным усилиям и своевременно вручаемых). Дайте ребёнку почувствовать, что его тяжкий труд будет щедро вознаграждён, дайте ему ощутить себя взрослым человеком, который знает цену времени, старанию, прилежанию. Это не только поможет ему справиться с уроками, но и поддержит в будущем, когда он начнёт всё меньше и меньше полагаться на вашу помощь или же вовсе улетит из родительского гнёздышка.

Как бы вы не решили стимулировать интерес вашего ребёнка, ни за что не повышайте голос и не прибегайте к телесным наказаниям. Во-первых, безынициативного ребёнка это только запугает, а смелого и активного - подвигнет к новым "акциям протеста". Во-вторых, где гарантия, что, став взрослым, ваш сын или ваша дочка не станет применять к своим уже детям таких же суровых мер?

Любите своего ребёнка, относитесь к нему, как к маленькому человечку со своими - пусть и только формирующимися - интересами и принципами, и стройте вашу жизнь на фундаменте уважения и терпения.