Вы здесь:

Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок
Вводный текст: 

В общении со сверстниками и окружающими людьми дети разных возрастов и характеров проявляют различные качества, и часто в таком общении ребенок ведет себя нарочито демонстративно, сравнивая себя с другими детьми, пытаясь показать собственное превосходство, выделяя себя среди других. Такие дети, склонные к демонстративному поведению, тратят немало сил, чтобы привлечь к себе внимание, а через сравнение с другими детьми такой ребенок самоутверждается, обретая уверенность в своих силах.

Для определенного возраста такое становление через сравнение с другими и выделение своего «Я» является нормой для ребенка. Однако если демонстративность превращается в устойчивое личностное качество ребенка, не прекращаясь из года в год, вы должны задуматься о причинах такого поведения.

Демонстративные дети отличаются от других повышенной потребностью во внимании окружающих, которое они привлекают к себе любым способом. Общаясь со сверстниками, такие дети в первую очередь хотят продемонстрировать собеседнику и окружающим людям, что они самые лучшие: они говорят о своих умениях, хвастаются игрушками и рисунками, стараясь вызвать положительную оценку у взрослых. Если таковой оценки они не видят, поведение детей становится агрессивным.

Демонстративный ребенок старается заполучить все самое лучшее – он хочет обладать лучшими игрушками, чтобы иметь возможность похвастаться новой вещью, и конечно, он хочет, чтобы взрослые выделяли его среди других детей. Ребенок добивается такого отношения путем обесценивания других детей, а также обесценивания их действий и их имущества. Он всегда сравнивает свои игрушки и рисунки с игрушками и рисунками другого ребенка, акцентируя внимание на том, что у другого ребенка ничего не получается и отслеживая его реакцию.

Такие дети постоянно утверждают, что важные поручения должны выполнить именно они, поскольку это будет правильно. Выполнив какое-то действие, демонстративный ребенок всегда ждет похвалы и положительной оценки от взрослых. Если же другой ребенок просит у него что-либо, демонстративный ребенок объясняет свой отказ тем, что он не должен этого делать. Если же ребенок с кем-то поделился игрушкой, дал конфету, сделал доброе дело – он сразу привлекает внимание окружающих, чтобы показать, какой он добрый.

Такой ребенок испытывает тревогу и злость, если в его присутствии хвалят других детей, он живет в состоянии постоянной конкуренции и борьбы за чужую оценку. Для таких детей это является способом самоутверждения, и соблюдение моральных норм, в том числе доброта и справедливость – все это направлено только на самоутверждение, и ни на что иное. Ребенок хочет быть в центре мира, и втайне он боится оказаться хуже других. Он не уверен в себе, он постоянно испытывает страх и тревогу, и всегда находится в напряжении, следя за каждым своим действием, которое может повлечь за собой внимание взрослого.

Преодолеть такую проблему можно, перестав сравнивать между собой детей, избавляя ребенка от необходимости доказывать свое превосходство перед другими детьми. Дайте ребенку понять, что вы всегда уважаете и цените его, независимо от того, что он делает. Откажитесь от соревнований и конкурсов в детском коллективе – играйте с такими детьми в игры командного характера, в которых не бывает победителей, но прийти к финишу можно только тогда, когда все дети помогают друг другу. Ребенок постепенно научится полноценному и продуктивному общению с другими детьми.