Вы здесь:

Почему не каждому дается грамота?

Почему не каждому дается грамота?
Вводный текст: 

Наверняка среди ваших знакомых найдутся люди, которые не знают ни одного правила русского языка, но при этом никогда не делают грамматических ошибок. Нередко встречается и иное: человек вроде все выучил, знает, когда ставится запятая, когда пишется «и» или «е», но от ошибок избавиться не в состоянии. Почему одни могут писать грамотно, а другие нет? И можно ли научиться грамотно писать?

Языковое чутье, как и музыкальный слух, и особые способности к живописи или математике, дается человеку от рождения. У одних задатки лучше, у других хуже, но найти человека, у которого способности к грамотному письму не было бы вообще, довольно трудно. И, как любые способности, языковое чутье можно и нужно развивать.

Родители могут помочь ребенку избежать трудностей при письме или хотя бы значительно их уменьшить. Начинать надо с самого раннего возраста. Побольше говорите с малышом, пока он еще в коляске. Общайтесь с ним, называйте разные предметы, радуйтесь, когда ребенок начинает повторять слова или говорить целые предложения. Обращайте внимание на то, как именно он говорит. До четырех лет малыш имеет право неправильно произносить любые звуки. Родители четырехлетнего ребенка должны встревожиться, а в пять лет – нужно срочно бежать к логопеду. Ибо нарушение звукового строя речи неизбежно приведет к дисграфии, то есть научиться грамотно писать ребенку будет значительно труднее. Дисграфия может остаться и у старшеклассника, и у взрослого человека.

Вряд ли научится грамотно писать и ребенок, который не умеет четки и ясно выразить свою мысль, подчеркнуть главное, опустить неважные детали. Очень полезны могут быть обсуждения книг, спектаклей, фильмов. Старайтесь, чтобы рассказывал в основном ребенок. Если он научится выделять главное и говорить выразительно – ему будет значительно легче освоить пунктуацию.

Одной из причин хронический и неизлечимой безграмотности может стать неумение и нежелание читать. Ребенка нужно учить читать, причем не только складывать буквы в слова, но и понимать прочитанное. Следите за тем, что читает ваш ребенок. Необходимо, чтобы ему были доступны книги, написанные хорошим грамотным русским языком. Даже если у ребенка от природы слабое языковое чутье, регулярное чтение может очень помочь. В этом случае человек зрительно запоминает, как что пишется и где ставятся запятые.

Случается, что ребенок не может научиться читать. Некоторые дети не могут понять, как буквы складываются в слова, другие постоянно путают буквы или не понимают смысла прочитанного. Если это продолжается недолго – ничего страшного, на начальном этапе многие дети испытывают подобные трудности. Однако если все одноклассники уже научились бегло читать, а ваш ребенок все еще не может запомнить буквы, необходимо срочно показать его психоневрологу. Дислексия, обычно имеющая неврологическую природу, может пройти бесследно. Но если родители не уделили этому внимания, ребенок может никогда не научиться грамотно писать.

Постарайтесь как можно раньше начать учить ребенка иностранному языку. У людей, которые с детства знают два языка, обычно очень мало проблем с грамотностью. Как правило, они без труда осваивают грамотное письмо на обоих языках. Происходит так потому, что в этом случае мозг постоянно тренируется, причем как раз те его участки, которые «отвечают» за правильную речь и правильное письмо. Поэтому не бойтесь, что у ребенка в голове возникнет путаница. Самое худшее, что может случиться – он начнет употреблять в русской речи иностранные слова. Но это обычно продолжается недолго.