Вы здесь:

Адаптация ребенка к новой социальной культуре

Адаптация ребенка к новой социальной культуре
Вводный текст: 

Новая социальная среда для ребенка – источник непрерывных стрессов. хотя стресс-реакции крайне важны, они должны соответствовать возрасту и индивидуальному развитию малыша. Ведь именно они формируют иммунитет ребенка, дают ему новые социальные роли, делают более тренированным и устойчивым. «Цена», которую платит организм ребенка за приспособление к новым условиям, не должна превышать его резервных возможностей.

Если вы планируете отдать ребенка в детский сад или школу, сменить место жительства, развестись с супругом или внести иное существенное изменение в жизнь малыша, то постарайтесь обратиться предварительно к психологу, чтобы контролировать последствия.

Он поможет оценить:
- количество и характер новых воздействий,
- степень их новизны для малыша,
- предполагаемые реакции ребенка,
- время, которое потребуется на приспособление,
- устойчивость ребенка к новой форме его жизни.

Подготовительная информация даст ребенку легче перестроиться, избежать значительных психоэмоциональных затрат.
Расскажите ему, что его ждет, какие изменения произойдут в его жизни, сделайте акцент на позитивном.
Проиграйте с ним положительные моменты, которые с ним произойдут. Например, если вы планируете развод, проведите с ребенком очень насыщенный выходной. И скажите, что теперь выходные будут проходить так всегда (это скомпенсирует отсутствие одного из родителей в будни).

Если ребенок идет в школу или в сад, добавьте в его распорядок то, что раньше ему не разрешалось, отметив этим новый этап взросления («Ведь ты уже школьник!»).

Не менее важна и общая подготовленность ребенка к новому. Чем более разнообразны социальные связи ребенка, тем легче он адаптируется. Старайтесь, чтобы у него было много контактов, ездите в гости, запишите его в кружок или секцию, берите с собой в магазин, учите спонтанным знакомствам, - на отдыхе с семьей, на игровой площадке, в парке на прогулке и так далее.

Играйте в ролевые игры или делайте театральные постановки, которые позволят примерить новые социальные роли.

Одним из решающих факторов в адаптации играет способность к речевому общению. Старайтесь развивать словарный запас ребенка, учить его выражать мысли и чувства.

Посвящайте не менее получаса в день чтению с ребенком вслух, даже если он сам хорошо умеет читать. Умение ребенка рассказать о своих переживаниях, уже решает многие проблемы, возникающие у него.

И наоборот, ребенок, который не может объяснить, что именно ему не нравится, почему он не хочет идти в сад или школу, будет выбирать деструктивные формы выражения своего несогласия: драться, дерзить, игнорировать просьбы взрослых, плакать и капризничать.