Вы здесь:

Развитие интеллекта. проводим опыты вместе с маленькими экспериментаторами

Развитие интеллекта. проводим опыты вместе с маленькими экспериментаторами
Вводный текст: 

Маленький человечек пытливо познает окружающий его мир. Ему интересно все – от маленькой букашки до небесных светил. В этом кроется интерес детей к проведению разного рода экспериментов. Они собственноручно устраивают небывалые (нередко с нежелательными последствиями) опыты, желая докопаться до истины. Однако намного продуктивнее и полезнее совместное проведение различных опытов, когда все члены семьи играют в игру «Очевидное невероятное». У ребенка при этом развивается интеллект, а семья в целом становится дружнее, крепче и как бы превращается в сообщество единомышленников, которым интересно что-то делать вместе и сообща радоваться успехам. Кроме того, опыты, проведенные вместе с ребенком, как правило, менее опасны.

Можно, например, провести с участием ребенка опыт, который ошеломляет и радует всех – и взрослых, и детей. Из картона нужно сделать конус с отрезанной верхушкой. В середину вставить подходящую емкость (к примеру, баночку из-под мыльных пузырей), укрепить все сооружение пластилином и установить на блюдце. Это будет «вулкан». Его сердце, т.е. емкость внутри, следует заполнить смесью из воды, питьевой соды, красной краски и капельки средства для мытья посуды. Все хорошенько размешать, а затем предложить ребенку очень аккуратно полить в сердце «вулкана» столовый уксус. «Вулкан» моментально станет действующим. Зрелище заворожит всех. Попутно можно объяснить ребенку, что в настоящих вулканах тоже происходят различные реакции, как и в этом, настольном. Рассказать, какие разрушения иногда несет с собой проснувшийся вулкан, и попросить, чтобы этот опыт он не проводил один, это опасно.

А вот еще опыт, в котором ребенок может поучаствовать, а заодно понять суть удивительных вещей. Для этого опыта понадобятся 2 сырых яйца, 2 банки, вода и соль. Одну банку надо наполнить простой водой, а вторую – соленой (на глазок 2 столовые ложки соли). Затем следует одно яйцо опустить в первую банку, а второе – во вторую. Что видит ребенок? В первой банке яйцо опустится на дно (утонет), а во второй будет плавать. Если соленый раствор сбалансировать, то можно достичь удивительного результата – яйцо будет плавать в середине банки, на одинаковом расстоянии от дна и поверхности. Когда ребенок вдоволь наудивляется, можно открыть ему секрет – объяснить, что такое плотность воды. Чем выше плотность (в данном конкретном случае она увеличена за счет соли), тем сложнее в такой воде утонуть. Именно в этом кроется причина того, что в море плавать легче, чем в реке, где вода пресная. Можно рассказать ребенку о Мертвом море, в котором концентрация соли такая высокая, что можно просто лежать на поверхности воды и не тонуть.

Есть множество занимательных опытов, проведение которых не требует сложных инструментов и предметов, и которые можно с легкостью проводить в домашних условиях вместе с детьми. Это и карандаш, помещенный в стакан, наполненный на 2/3 водой (объяснить ребенку кажущийся излом карандаша свойствами светового луча, переходящего из одной прозрачной среды в другую). Это и эффект невидимых чернил (нарисованная лимонным соком картинка, невидимая визуально, но проявляющаяся под утюгом или над пламенем свечи). Это и выращенный кристалл соли, и лимон, запускающий ракету в космос…

Найти описания и объяснения опытов можно в специальных книгах и журналах, а также на соответствующих сайтах. Важно заинтересовать ребенка, давать ему возможность самому участвовать при подготовке и проведении опытов. Знания ему обязательно пригодятся в дальнейшем, и, возможно, даже определят его будущее. Дело взрослых – подмечать, что особенно интересно ребенку и всячески поддерживать этот интерес.