Вы здесь:

Травля в школе: мифы и реальность

Травля в школе: мифы и реальность
Вводный текст: 

Каждый из нас когда-то был школьником. Каждый может себе представить, что такое школьный класс. Это детский коллектив, который живёт по своим внутренним порядкам, совершенно не зависящим от взрослых – учителей и родителей, даже если тем кажется, что это не так. И у каждого в таком коллективе есть своя определённая роль.

К сожалению, во многих коллективах существует роль ученика, которого постоянно травят и над которым издеваются. Кстати, это может быть не обязательно одноклассник. Ведь всем нам известны случаи, когда здоровенные девятиклассники зажимают где-нибудь за школой первоклашек и требуют денег, что дала им мама с утра. Самое страшное в такой ситуации – это попустительство учителей. И дело вовсе не в том, что учителя – злые и жестокие люди, которым нравится смотреть, как обижают других, и делать вид, что ничего не происходит. Просто многие из них не совсем верно представляют себе, что такое травля, и в их сознании это слово связано с множеством мифов. Именно эти мифы мы и попробуем развеять.

Первый и главный миф заключается в том, что травля – это нормально. Мол, в любом детском коллективе так и должно быть, есть сильные, а есть слабые, просто слабым не повезло. Это далеко не так. Школа – это всё-таки не джунгли, где должен выживать сильнейший. Чаще всего конфликты возникают из-за того, что в средней школе совершенно никто не спрашивает ребёнка, хочет он учиться в этом коллективе или нет. Интересы и взгляды людей могут не совпадать, но они вынуждены существовать именно в этом коллективе. Травля – это не нормально, а мысль о том, что она нормальна, только развязывает руки обидчикам.

Следующий миф связан с тем, что виноватого в травле распознать очень просто. Раз один ученик избил другого, значит, он и виноват, о чём же тут ещё говорить? И никто не задумается, сколько гадостей, колкостей и издевательств выслушал ребёнок до того, как броситься на другого. Травля бывает очень изощрённой, чтобы взрослым труднее было разобраться, кто прав, а кто виноват.

Почему-то часто считается, что в травле участвуют только две стороны – обидчик и тот, кого обижают. Но при этом все забывают об остальных учениках. Ведь они, по сути, становятся третьей стороной. Эта третья сторона может принять позицию обидчика, может заступиться за слабого, а может не сделать ничего. И чаще всего происходит именно третье. Что же потом будет с этими детьми? Они, как и большинство, будут спокойно сидеть у себя дома и смотреть телевизор, пока на улице кто-то будет кричать и звать на помощь. Их же это не касается. Вот откуда берётся такое равнодушие.

Поэтому если вам приходится сталкиваться с детским коллективом, в котором происходит травля, ваша прямая обязанность – не только наказать обидчика, но и разобраться в ситуации во всём её объёме и найти грамотное решение проблемы.