Вы здесь:

Нервный ребенок: методы воспитания

Нервный ребенок: методы воспитания
Вводный текст: 

Причиной нервности ребенка всегда является внутренний конфликт между потребностью и невозможностью ее удовлетворения. Плохой сон при повышенной нервности связан с повышением активности мозга, который пытается найти способы разрешения этого противоречия. Методы воспитания нервного ребенка – это способы нахождения компромиссов, позволяющих разрешить этот внутренний конфликт или уменьшить силу напряжения при неудовлетворенной потребности.

Ребенок, воспитывающийся в строгих запретах со стороны взрослых, чаще всего будет страдать от нервности. Многие его потребности не смогут быть удовлетворены. Для преодоления нервности помогут словесные методы воспитания: взрослые не только что-то запрещают, но и могут давать знания об альтернативном удовлетворении потребности: не только поясняют, почему нельзя, например, четыре часа подряд сидеть за компьютером, но и указывают на негативные последствия такого действия. Далее сообщается «инструкция» безопасной работы за компьютером и совместная выработка режима деятельности. В режиме дня все эти четыре часа могут быть представлены, как отдельные части. На это указывается ребенку, что он не потеряет ни минуты и его желание безопасно может быть удовлетворено.

Нервность – частый спутник первоклассников, особенно тех, кто не готов пока к школьному обучению. Потребности таких детей чаще всего соответствуют более раннему периоду развития: им хочется играть, а не учиться. Компромисс может быть удовлетворен за счет практических методов воспитания. Во-первых, проводится тренинг умений, т.е. родители «тренируют» ребенка быть учеником, показывают ему положительные стороны обучения: вместе собирают портфель (возможна и краткая словесная инструкция), но без нравоучений и без раздражения; вместе идут в школу и возвращаются из нее. Во-вторых, удовлетворение потребности в игре нельзя игнорировать. Следует обязательно выделить время на игру с любимыми игрушками или с друзьями, а не только требовать от ребенка хорошо учиться.

Отсутствие в семье единых требований к ребенку тоже приводит к нервности. Родителям следует договориться, за что они будут хвалить ребенка, а за что ругать и твердо требовать исполнения. Поэтому дополнительно к словесным и практическим методам целесообразно использовать методы стимулирования поведения и деятельности. Школьник четко должен представлять, что делать хорошо, что плохо и что ни в коем случае недопустимо! Похвала, одобрение, материальное или моральное поощрение, подарок, создание ситуации успеха – наиболее действенные методы. Но возможны также и наказания, порицания, демонстрация обиды, лишение общения. Нервность не проявляется, если ребенок четко знает границы дозволенного в поведении. И чаще всего сам находит методы преодоления нервности: вспомним, хотя бы пятак под пяткой или счет до десяти.

Нервный ребенок требует к себе внимания со стороны взрослых, т.е. внимания к его потребностям. Требования к ребенку должны быть адекватными в соответствии с возрастом и способностями, с его физическими и психическими возможностями.