Вы здесь:

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет
Вводный текст: 

Вашему малышу исполнился один год. Именно с этого момента и до трех лет происходят самые значительные изменения в развитии ребенка. Данный период наиболее насыщен в плане развития речи.

Многие родители оценивают развитие речи своего ребенка только по тому, правильно ли он произносит звуки, но ярким показателем развития детской речи является своевременное развитие способности реализовать накопленный словарный запас в общении с окружающим миром.

В возрасте года ребенок пользуется жестами для общения. Показав на предмет, ребенок ждет внимания взрослого. Помимо указательного жеста (посмотри, расскажи) есть и другие - протягивание ладони, хватательный (дай потрогать, дай мне). Эти жесты предшествуют словам, выражающим утверждение и просьбу. Первые слова детей часто совмещены с жестами. Например, «пока-пока» с помахиванием, или «ам», совмещенное с движением руки по направлению ко рту.

Обязательно общайтесь со своим малышом, называйте вещи, окружающие вас, комментируйте действия. Говорите вслух, вашему ребенку важно услышать от вас, что происходит в парке и какого цвета платье у той девочки. И обязательно позволяйте манипулировать предметами, о которых рассказываете, так он быстрее свяжет конкретное слово с предметом.

Постепенно ребенок все больше использует речь, но между пониманием значения слова и его произнесением огромная пропасть. Знает и понимает он гораздо больше слов, чем может сказать. Со второго года жизни всего за месяц ребенок начинает понимать примерно 20 новых слов, хотя произносит около девяти. Помимо того, они состоят из наиболее «простых» для произнесения ребенком звуков. Слоги и звуки, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им новых слов. Наиболее значимые для ребенка слова: мама, папа, баба, деда, дядя, тетя, дать, пить, есть и т.д. Все слова произносятся пока в именительном падеже в единственном числе. Позднее появляется желание соединить пару слов во фразу («Мама, дай!»).

Сначала одно слово может относиться и к названию предмета, и к действию с ним. Малыш может сказать: «Мяч!» и когда увидел этот предмет, и в том случае, если хочет, чтобы ему дали мяч; словом «кошка» он может называть всех животных, но может быть и наоборот – «сужение» значения слова, когда словом «собака» назовет только ту, которая живет у него в доме.

После полутора лет происходит рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из целых слов: «Папа, ди» («Папа, иди»). Объем словарного запаса составляет к концу второго года до 100 слов. Дети начинают пользоваться словами во время игры. Как правило, это происходит к двум годам, хотя первые слова произносятся и раньше. В основном в их речи имена существительные, глаголов всего 20%.

Уже к трем годам дети пользуются предложениями из трех-четырех слов. Когда ребенок уже овладел простейшими видами предметной деятельности, его словарь достигает тысячи слов. Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и переводить его еще не совсем правильные слова на нормальный взрослый язык. Разговаривайте с ним только на правильном языке, не сюсюкайте, не употребляйте уменьшительных суффиксов. Не бойтесь поправлять малыша, если он ошибается. Повторяйте его фразы правильно, не забывайте о личном примере.