Вы здесь:

Как подготовить ребенка к школе: развиваем усидчивость

Как подготовить ребенка к школе: развиваем усидчивость
Вводный текст: 

Для малыша-непоседы до трех лет неусидчивость – нормальное явление: ведь активное движение играет большую роль для него в этом возрасте. По мере взросления ребенка многие родители задаются вопросом, как же воспитать усидчивость малыша, как подготовить его к долгим занятиям в школе.

Усидчивость ребенка – это его способность к самоконтролю и саморегуляции; она тесно связана с вниманием, а внимание имеет прямую связь с усидчивостью. Усидчивый ребенок не рассеивается на посторонние вещи, его внимание всегда собрано. Внимательный малыш может долго и терпеливо заниматься каким-то одним делом. Успешность обучения ребенка в школе во многом определяется уровнем развития его внимания. Хорошо развитое внимание сопровождает и повышает продуктивность всех психических процессов: мышления, восприятия, речи, памяти.

Регулярно развивая усидчивость ребенка, родители смогут помочь ему одновременно развивать внимание, память, способность анализировать, выделять главное. Задолго до школы необходимо развивать у малыша произвольное внимание, а именно, такие его свойства, как концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Стандартным родительским напоминанием-призывом «Будь внимателен!» вы не обойдетесь. Придется позаниматься с ребенком, точнее - поиграть. Ведь ведущим видом деятельности для дошкольника является именно игра. Используйте упражнения-игры, которые развивают у малыша зрительное внимание, а также усидчивость, наблюдательность, сосредоточенность.

Игра «Найди отличия»

Подберите рисунки, с изображением на каждом двух похожих, но имеющих незначительные отличия предметов. Предложите ребенку рассмотреть их и найти все отличия между картинками.

Игра «Где такой же предмет?»

Попросите ребенка, сравнив несколько предметов, изображенных на картинке, найти в точности такой же, как и на образце.

«Где одинаковые?»

Требуется найти два абсолютно одинаковых предмета, рассмотрев и сравнив несколько на картинке.

«Чей силуэт?»

Подберите картинки, с изображением нескольких силуэтов и предмета. Один из изображенных — силуэт предмета, остальные — изображения, похожие на основной предмет. Пусть ребенок определит, к какой из картинок подходит данный силуэт.

«Cколько предметов?»

Понадобятся изображения с наложенными друг на друга контурами предметов (к примеру, ложки, чашки, тарелки). Объясните ребенку, что все изображенное кажется путаницей только поначалу. Присмотревшись внимательней, он может увидеть контуры сразу нескольких предметов. Попросите малыша внимательно проследить очертания каждого из предметов, проведя по линиям контура пальчиком, чтобы не ошибиться в том, что же изображено на картинке. Затем можете предложить малышу нечто похожее изобразить самому.

Игра «Делай как я»

Встав напротив ребенка, вы должны показывать ему разные движения ногами, руками, телом. Задача малыша — все за вами повторить.

«Запретное движение»

Покажите ребенку жест, который ему нельзя повторять. Затем делайте разные движения, которые малыш должен копировать. Если же он случайно повторил «запрещенное» движение, ему начисляется штрафное очко. Играя, меняйтесь ролями.

В начальной школе очень важно умение ребенка внимательно слушать объяснения учителя. Поэтому постарайтесь развить у ребенка способность, не отвлекаясь, самостоятельно удерживать свое внимание на важной информации. Поможет в развитии активного слушания чтение вслух художественной литературы малышу, посещение с ним детских спектаклей. Обучении малыша чтению и письму, также способствует развитию слухового внимания. Читая ребенку вслух, старайтесь отчетливо произносить звуки, слова, фразы, следите за четкостью темпа своей речи, ее выразительностью и громкостью.

Способность сосредоточиваться на звуке, прислушиваться, быстроту распределения и переключения слухового внимания также помогут развить у ребенка различные игровые упражнения.

Приготовьте фольгу, бумагу, карандаш, стаканчики с водой и пустой. Можете использовать находящиеся в комнате предметы: посуду, мебель. Производите разные звуки: постучите карандашом, пошуршите фольгой, перелейте из стаканчика в стаканчик воду, откройте крышку кастрюли, дверцу шкафа. При этом малыш должен стоять, закрыв глаза, прислушиваясь и отгадывая, что и с помощью каких предметов вы делаете. Потом поменяйтесь с ним ролями.

Деревянной палочкой по очереди простучите несколько простых ритмов. Попросите ребенка их воспроизвести.

Поощряйте любые игры малыша, требующие усидчивости, кропотливости и внимания: разнообразные конструкторы, различные задачки и головоломки, ролевые игры. Конечно же, не забывайте о творчестве: лепке, рисовании, вышивке, аппликации.