Вы здесь:

Как развить у ребенка интерес к учебе

Как развить у ребенка интерес к учебе
Вводный текст: 

Интерес начинается с любопытства и любознательности детей. Интерес к учебе – удовлетворение потребности в получении знаний. Развивать этот интерес можно и через игру, и через специальные педагогические приемы, которыми может овладеть любой родитель.

Интерес к учебе, к получению знаний развивается постепенно. Для этого с детьми необходимо ежедневно заниматься различными видами деятельности, создавая ситуацию успеха в процессе получения нового знания. Ситуация успеха организованный процесс и организуется он взрослыми, знающими, каков потенциал ребенка в той или иной области знания. То, что ребенок без труда может выполнить, то, что уже знает – мало приносит радости, а вот преодоление трудности при помощи взрослого - всегда процесс радостный для ребенка. Здесь важно не переусердствовать и предоставить свою помощь только тогда, когда ребенок на самом деле в ней нуждается. Не следует опережать ребенка, предлагать готовый вариант решения той или иной задачи.

Развивать интерес к учебе можно и через игру. К четырем-пяти годам ребенок с удовольствием играет в сюжетно-ролевые игры, поэтому игра в школу может стать не только игрой, но и средством развития интереса к учебе. Взрослый играет с ребенком в ролях «учитель-ученик», меняясь местами в исполнении ролей. Вначале взрослый исполняет роль учителя, а затем ребенок становится учителем, а взрослый – исполнительным учеником. В отсутствии взрослого ребенок продолжит игру с игрушками, но уже сам будет выступать в роли учителя, что поможет закрепить не только функцию игры, но и полученные в игре знания. Для игр не обязательно иметь полный набор школьных средств обучения, а вот школьные принадлежности должны быть в большом ассортименте: тетради, ручки, азбука, книги, альбом, краски. В игре можно давать реальные знания, интересные для ребенка задания, удовлетворяя его интерес к чему-то новому, неизвестному.

Новое всегда вызывает тревогу у людей любого возраста, поэтому лучше, чтобы ребенок познавал это новое совместно со взрослым. Именно наличие взрослого рядом, желание ребенка продемонстрировать маме или папе свои новые достижения, отсутствие боязни совершить ошибку, способствуют развитию интереса к учебе.

Сама школа и процессы, происходящие в ней, большей частью скрыты от ребенка, поэтому важно познакомить дошкольника со школой, показать и рассказать, какие удовольствия он получит, когда станет учеником. Символика школы должна быть выражена не столько во внешних проявлениях: новый портфель, новая красивая форма, сколько в желании оказаться в стенах школы и узнать что-то новое от учителей. Не стоит скрывать от ребенка, что родители что-то не знают. Важно направить мысль ребенка в то, что когда он пойдет в школу, то учитель расскажет ему это и сможет рассказать больше, чем родители. Мама и папа могут вместе ожидать времени поступления в школу, чтобы вместе получать новые знания. Современные программы обучения значительно отличаются от тех, по которым учились родители, поэтому родители и в самом деле могут что-то не знать, что интересно ребенку.

Развивать интерес к учебе можно и через соревнование. Иногда желание победить, опередить, продемонстрировать свои знания становятся мощным стимулом к самообучению. В семье, где двое и более детей, младшие всегда стараются догнать старшего. Взрослый может подсказать, что не обязательно только догонять своего брата или сестру в том, что они уже знают. Может быть лучше проявить то, что у младшего получается лучше, что старший не умеет делать или не любит. Родители организуют и некое соревнование ребенка с самим собой: вчера у тебя не получалось написать букву, а сегодня ты уже смог ее правильно и красиво написать. Достижения можно отмечать даже самые маленькие. Например, если у буквы красиво получилась только часть – палочка или овал.

Учеба- это процесс получения знаний. И этот процесс двухсторонний: учение и обучение. Если учение – ведущий вид деятельности у ребенка, и он является естественным для начала школьного обучения, то обучение – это деятельность учителя по передаче знаний. Воспитатель детского сада и учитель – это специалисты в области обучения, поэтому эту функцию родители могут спокойно передать им. Родителям важно оставаться помощниками, сотрудниками, любящими мамами и папами, которые радуются успехам ребенка и огорчаются неудачам в процессе обучения.