Вы здесь:

Обучение ребенка с нарушением речи

Обучение ребенка с нарушением речи
Вводный текст: 

Порой бывает так: ребенок совершенно нормально развит с физической точки зрения, имеет хороший слух, интеллект, но вместе с тем имеет дефекты речи. Эти дефекты могут быть как сравнительно легкими, так и тяжелыми, препятствующими общению малыша с другими детьми, и уж тем более, его обучению в школе.

При легких нарушениях, коррекция речи вполне может быть произведена в логопедических группах детских дошкольных учреждений. Там с детишками, нуждающимися в помощи, проводит занятия логопед и воспитатели, имеющие соответствующее образование. Если же нарушения речи очень серьезные, родителям необходимо постараться устроить кроху в детский сад, где обучение и воспитание таких детей осуществляется по специальной методике. Разумеется, возможно также их обучение и воспитание в семье, но при этом необходимы постоянные занятия с квалифицированным логопедом.

Главная задача обучения – коррекция дефекта речи и подготовка ребенка к обучению грамоте. Обязательное условие – терпеливое, уважительное отношение к ребенку. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на его неправильном произношении, тем более в резкой, нетактичной форме. Ведь психоэмоциональное состояние ребенка и без того достаточно тяжелое. Сознание своей неполноценности, невозможности нормального общения угнетает его, часто приводит к негативным изменениям характера.

Порой малыш, уверовав в собственную неполноценность, может «поставить на себе крест»: стать равнодушным, апатичным. И напротив: если на его недостатке не акцентируют внимание, если ребенку стараются тактично, ненавязчиво помочь, такие негативные проявления случаются гораздо реже. Как правило, при квалифицированном и тактичном подходе, дети с дефектом речи способны усвоить необходимый минимум знаний, более-менее овладевают устной и письменной речью.

В каком возрасте лучше всего исправлять дефекты речи? Большинство логопедов считают, что оптимальный возраст начала занятий – от 4 до 5 лет. Начинать их раньше, как правило, непродуктивно, поскольку тогда малыш едва ли будет способен понять стоящую перед ним задачу и выполнять упражнения с должным вниманием и настойчивостью. Если же требуется исправить картавость (то есть неправильное произношение звука «р»), то оптимальный возраст – от 5 до 6 лет. Обязательное условие для достижения стойкого эффекта – непрерывность занятий, а также ежедневные домашние упражнения. Поэтому и ребенку, и его родителям, необходимо запастись терпением. Дело того стоит.