Вы здесь:

Обучающие сказки

Обучающие сказки
Вводный текст: 

Сказки необходимы детям как важный элемент для построения здоровой личности. Развитие личности — процесс не быстрый и не простой. Ребенок должен пройти на этом пути определенные этапы. И помочь малышу забраться на каждую следующую ступеньку призваны сказки, передающиеся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

Сказка заставляет поверить в себя, помогает разобраться в проблеме, может лечить душу. Удивительно, что встречаются похожие сюжеты сказок у разных народов. К примеру, история о девушке или царевне, которая заснула и была разбужена юношей или царевичем. Сказка о принце или принцессе, превращенных в лягушку или чудище, расколдовать которых, поможет только любовь. Такие сказки можно читать детям без ограничений. По реакции ребенка вы обязательно поймете, попадает ли сказка в цель. Например, «Красная Шапочка», но не та, которую сочинил Шарль Перро, а народная. В этом варианте девочку съедает волк за то, что она заговорила с незнакомцем, не послушав маму. Побывав в брюхе у волка, Красная Шапочка преображается - становится умнее. И далее, когда снова идет к бабушке, они уже вместе устраивают на волка засаду. Тот попадает в бочку с водой, где и находит свою смерть. В народном варианте сказки о трех поросятах тоже все иначе. Двух поросят волк все-таки съедает, потому что безответственность и лень обязательно приведут к неприятностям и трагедии. В сказке всегда все просто, однозначно. Это позволяет ребенку учиться на ошибках героев и усваивать моральные принципы. Некоторые сказки кажутся очень жестокими. Но ребенок воспринимает сказку по-другому. Зло неизбежно должно быть наказано: утоплено, сожжено, развеяно по ветру, разорвано на кусочки. Помните: персонажи сказки живут в воображаемом мире, не стоит смешивать сказку с реальностью. Провести между ними грань помогает завязка и концовка повествования: «В некотором царстве...», «Я там был...».

К другим историям относятся авторские сказки. Это может быть сказка, написанная мамой для своего, столкнувшегося с какой-то проблемой, малыша. Сказки-истории имеют отношение к переживаниям ребенка в конкретной ситуации. Они просты и понятны. С их помощью можно разрешить почти любую проблему. Например, ребенок боится темноты, не верит в свои силы. Расскажите ему историю про мышонка или зайчишку-трусишку. Главное - увидеть ситуацию глазами малыша («Он очень боялся темноты, его окружали чудовища, и сердце его замирало от страха...»). В конце истории вы обязательно преодолеете все страхи вместе со сказочным героем.

Сказки-метафоры описывают ситуацию иносказательно. При этом важно, чтобы малыш отождествлял себя с главным героем. Яркий пример - «Гадкий утенок», или сказка о том, как некрасивое, всеми отвергнутое создание превращается в, необыкновенной красоты, лебедя. Или сказка о слоненке Дамбо. Она поможет ребенку обрести уверенность в своих силах. В сказке оказывается, что даже «недостаток» может обернуться достоинством. Как у слоненка, путающегося в своих ушах на потеху остальным. Но, размахивая этими ушами, он научился летать и прославился. Мама гордилась им, а окружающие перестали смеяться.

Сказки, наполненные знаниями о жизни, предлагала рассказывать детям и педагог Мария Монтессори. Творческую способность ума она рассматривала как средство освоения реальности. Любые знания малышу можно подать в форме сказки. К примеру, рассказать о волшебном превращении гусеницы в бабочку: «Жила-была гусеница, которая больше всего на свете мечтала научиться летать...». «Птичка в клювике несла зернышко, обронила его, зернышко попало в землю, из него появился росточек...». Это сказка о том, как растет дерево.

Малышу, которому много рассказывали и читали сказки, можно предложить незаконченную историю, чтобы он сам ее завершил. Вам будет понятно, когда ребенок использует сказочные стереотипы, а когда пытается опереться на свои собственные знания и опыт, в обретении которых сказки сыграли далеко не последнюю роль.