Вы здесь:

Сложности воспитания замкнутого ребенка

Сложности воспитания замкнутого ребенка
Вводный текст: 

Замкнутый ребенок старается укрыться от внешнего мира, отдалиться от него. Такие дети, как правило, не желают и не умеют общаться. Чем дольше сохраняется это состояние, тем глубже погружается в него ребенок. В дальнейшем это еще более осложнит его взрослую жизнь: сохранив чувство неуверенности в себе на долгие годы, замкнутому человеку очень трудно будет удовлетворять многие свои психологические, социальные, личностные и иные потребности.

Замкнутый ребенок неосознанно использует укрытие в сложные для себя моменты, не желая покидать собственный мирок. Он сдержан и отчужден и не вмешивается во все происходящее вокруг него. Такие чувства в определенной степени свойственно испытывать всем детям. Но более тревожат те, у которых симптомы замкнутости проявляются ярче:

- ребенок держится в стороне от других детей или с большими трудностями входит в коллектив;
- может не разговаривать вообще, либо говорит шепотом;
- не может решиться на открытое выражение своего мнения;
- у него либо мало друзей, либо нет их совсем;
- не решается самостоятельно начинать что-то новое;
- не идет на разговор с взрослым, прикрываясь словами «я не знаю»;
- свои мысли, чувства, события таит внутри себя;
- излишне осторожен в словах и поступках;
- отсутствуют спонтанные проявления (хотя ребенок может очень желать этой спонтанности);
- психосоматические проявления (например, боли в желудке);
- ребенок часто держит руки в карманах, за спиной, плотно прижатыми к себе, либо вяло висящими вдоль тела (отсутствует живая жестикуляция).

При всех этих проявлениях, тем не менее, такой ребенок может вполне успешно учиться в школе, не устраивать ссор и истерик, нормально выполнять свои домашние обязанности.

В раннем возрасте в своей замкнутости малыш не видит проблемы, ощущая ее как спасение. Будучи подростком, может пытаться искать выходы из нее, т.к. начинает осознавать, что она ко многому является преградой и на самом деле не защищает от проблем, мешает полноценной эмоциональной жизни.

Родителям замкнутого ребенка можно рекомендовать следующее:

- не выставляйте в разговоре с ребенком его замкнутость как проблему - воспринимайте его таким, какой он есть;
- в общении с ним меньше говорите сами;
- научите ребенка осознавать свои обиды, страхи и комплексы, помогайте ему справляться с ними, стараясь выявить и проработать их через игру, лепку, рисование (не стоит сразу ждать результатов);
- говорите ему о том, что беспокоитесь о нем и любых его проблемах и сложностях;
- с раннего возраста учите малыша знакомиться, общаться с другими детьми, решать проблемные ситуации; подчеркивайте полезность и преимущества общения, рассказывайте ему, что интересного и нового вы узнали, какое получили удовольствие, при общении с теми или иными людьми;
- старайтесь расширить круг общения ребенка, знакомьте его с новыми людьми, приводите в новые места;
- хвалите решительность ребенка, подкрепляйте его уверенность в себе;
- вникая в проблемы ребенка, вместе находите их причины, подскажите, как их разрешать (сами решайте лишь в случае угрозы здоровью или жизни ребенка);
- станьте для своего ребенка положительным примером общающегося человека.

Самое главное, что недопустимо в отношении к такому ребенку – применение моральной, и тем более, физической силы.

Если, несмотря на ваши усилия, вы заметили, что ребенок становится все более отстраненным и замкнутым, обращайтесь за помощью к профессионалам. В работе с замкнутыми детьми психологи применяют экспрессивные техники: кроме рисования и лепки,- упражнения с предложениями, которые начинаются с «Я…» («я» - высказывания). Очень действенными являются подход «здесь и сейчас» и анализ сновидений. Осознание ребенком своих огорчений, страхов, обид - первый шаг к открытости. На следующем этапе проводится психологическая коррекция поведения. Ребенок учится справляться со страхами и обидами, решать проблемные ситуации. Помните, что замкнутость – всего лишь сигнал. Устранив ее причины, вы обязательно поможете своему ребенку открыться.