Вы здесь:

Кризис трех лет. Как пройти без потерь?

Кризис трех лет. Как пройти без потерь?
Вводный текст: 

Три года – не меньший кризис в жизни личности, чем подростковый. Это период становления личности, появления половой идентификации и стремления подражать во всем взрослым. И если ребенок резко стал капризным, упрямым, постоянно проявляет негативизм – это не недостаток воспитания, это начало кризиса трех лет. Как пройти его без потерь?

Самое главное – ребенок осознает, что многое, очень многое он может делать уже сам. И это САМ становится главным движущим фактором его развития. И вдруг он натыкается на препятствия и запреты со стороны родителей, ограничивающие его новое мироощущение. Естественно, такая несправедливость, по мнению ребенка, просто не может быть проигнорирована. Поэтому малыш с такой силой отстаивает свои интересы и потребности – с помощью крика, постоянного «Нет!», топанья ногами и т. д.

Не проявляйте излишнюю строгость, наказания в данном случае вызовут лишь усиление негативной реакции. Однако нельзя и полностью потакать ребенку, иначе он быстро научиться «управлять» родителями и даже шантажировать их, переходя при возникновении каждой конфликтной ситуации на крик. Лучшая стратегия поведения – отвлечение внимания ребенка на что-то для него заведомо важное и приятное. Предложите ему почитать книгу, порисовать.

Не реагируйте на истерику ребенка своим аналогичным поведением. Сохраняйте спокойствие – это залог успешного решения проблемы. Дома можно просто уйти из комнаты, объяснив, что разговор продолжится только после того, как все будут спокойны. Особые сложности возникают при капризах в людном месте – ребенок понимает, что там он в более выигрышной ситуации и начинает играть «на публику». В таком случае просто выведите ребенка на улицу, изолируйте от зрителей и опять настаивайте на спокойном общении.

С целью поддержания возникающего чувства собственного достоинства предлагайте ребенку выбор действия, но в заданном направлении. Избегайте приказной тон: «А ну-ка, быстро иди кушать!». Лучше выражайтесь мягче: «Кто голодный? Что ты будешь: чай или молоко?» А можно еще хитрее – добавить игровой момент: «Козлятушки, ребятушки, идите кушать – ваша мама пришла, молока принесла!» Вообще - стремитесь всеми силами избегать создания конфликтных ситуаций – их разрешение может забрать гораздо больше сил и времени, чем предупреждение конфликта.

Работайте над созданием положительных эмоций у малыша, развитием адекватной самооценки. С этой целью его необходимо хвалить так часто, как только можно найти поводов для похвалы: поощрить за помощь, пусть и неуклюжую, на кухне; отметить, как быстро малыш заснул днем; как хорошо повесил вещи на стульчик, как красиво расставил игрушки. Такой тип поведения сформирует у малыша свой положительный образ Я, что поможет ему выйти из кризисного состояния. Если тяжело родителям, то - как же трудно крохе, которая совершенно не понимает, что с ней творится!