Вы здесь:

Ребенок и программирование

Ребенок и программирование
Вводный текст: 

Преимуществом программирования перед компьютерными играми является положительное воздействие на умственное развитие как ребенка, так и взрослого. А поскольку осуществляется оно также на компьютере, им можно без труда заинтересовать ребенка, увлекающегося «умными машинами».

В 1986 году, когда в советских школах началось массовое внедрение компьютеров, медики сломали немало копий, в частности, на страницах журнала «Здоровье», пытаясь выяснить, полезна ли вычислительная техника для детей, или же вредна. Противники внедрения вычислительных машин в школах утверждали, что  дети испортят зрение, и при этом, ничему не научатся, поскольку будут лишь играть. Сторонники же идеи аргументировали тем, что программировать школьникам  будет значительно интереснее, чем играть, и при этом их умственные способности будут развиваться.

Время расставило все на свои места. Компьютеры в школах остались, хотя и в сильно измененном виде, а вот обучение программированию стало не обязательным, как раньше, а факультативным. Часть детей за весь период обучения в школе навыков программирования не получает совсем. Что же касается игр, крайне негативно воздействующих на психику, то они сегодня прочно укоренились вовсе не на школьных, а в основном на домашних компьютерах учеников, а также в их игровых приставках и телефонах.

Исправить сложившуюся ситуацию, по крайней мере, в отношении собственных детей по силам любым родителям. Прежде всего, на игровые приставки, как на устройства, непригодные для самостоятельного программирования, в семье должен быть наложен решительный запрет. Исключение составляют лишь специализированные приставки-тренажеры, имитирующие, например, настольный теннис с беспроводным джойстиком-ракеткой.

Следует обязательно рассказать ребенку о том, что программирование вообще существует. Нынешнее поколение, привыкшее не создавать, а получать готовое, порой и не задумывается о том, что их любимые компьютерные игры не возникают сами собой, а создаются программистами. Заинтересуйте ребенка, в частности, тем, что, научившись программировать, он сможет создавать в том числе и собственные игры. Пусть поначалу примитивные, зато самостоятельно.

Младшему школьнику покажите среду программирования Scratch. В ней сам процесс разработки и отладки программы напоминает игру. Это увлечет его настолько, что об обычных играх, не содержащих творческой составляющей, он быстро забудет сам.

Старшеклассника средой Scratch уже не заинтересуешь. Его можно увлечь возможностью, которую не предоставляет ни одна компьютерная игра: управлять внешними физическими устройствами. Именно это позволяет делать программно-аппаратная платформа под названием Arduino и ее многочисленные аналоги сторонних производителей. Внешние устройства, которыми предполагается управлять, ребенок будет должен изготовить самостоятельно, а значит, одновременно с программированием он будет учиться и электронике.

Мобильный телефон, в отличие от игровой приставки, для программирования вполне пригоден. Нужно лишь установить на него необходимые для этого приложения. Почти на любом аппарате, в частности, можно программировать автономно, без подключения к компьютеру, пользуясь пакетом Mobile Basic. На телефоне с операционной системой Symbian ваш ребенок сможет упражняться в программировании на вполне «взрослом» языке Python. А если аппарат выполнен на платформе Android, на нем ребенок сможет работать даже с Arduino.

Понятно, что проблема нагрузки на зрение полностью не исчезнет. Однако, при программировании, ввиду отсутствия необходимости следить за движущимися объектами, она значительно ниже, чем при играх. Достаточно приучить ребенка не уделять машине слишком много времени, а также периодически делать гимнастику для глаз и пальцев. Напоследок необходимо отметить, что дети, увлекающиеся программированием, обладают заметно более сбалансированной нервной системой, чем их играющие сверстники.