Вы здесь:

Развитие мышления у детей

Развитие мышления у детей
Вводный текст: 

Развитие мышления у детей всегда взаимосвязано с окружающим их миром. Примечательно, что первая мыслительная деятельность малыша проявляется практически сразу после появления на свет. Она может выражаться в некоторых предметных действиях ребенка. Когда дети взрослеют, то мышление ребенка становится все более ассоциативным и неразрывно связанным с социальными факторами.

Когда ребенок начинает обучаться в школе, в развитии его мышления происходят значительные сдвиги. Школа, как правило, не только способствует расширению умственного кругозора ребенка, но и заставляет его переоценить окружающий мир. Большой приток новых знаний формирует несколько иные мыслительные процессы.


Информация, получаемая в начальной школе, выстраивается в голове малыша в определенную систему. Теперь ребенок усваивает не разрозненные, отдельные понятия, а целую систему понятий, которые отражают реальные взаимосвязи и явления действительности. Начиная с семи лет, дети более подробно знакомятся с различными видами растений, животных, временами года, явлениями живой и неживой природы, а также многим другим. Вся эта информация способствует тому, что ребенок начинает классифицировать предметы и образы. Они, так сказать, занимают определенные "полочки" в его сознании.


В школе ребенок учится подчинять свою мыслительную деятельность направленному решению определенной задачи, поставленной учителем. Вместе с этим он уже способен, когда это необходимо, переключиться с одного действия на другое, с одной задачи на другую. В этом возрасте формируется гибкость и подвижность мышления, однако у всех детей это происходит по-разному. Одни все схватывают "на лету", другие немного "тормозят". Именно поэтому с некоторыми школьниками приходится дополнительно подолгу заниматься дома. Другие же весь материал легко усваивают на уроках.


Зачастую у детей младшего школьного возраста наблюдаются затруднения, когда требуется выделить главную мысль из конкретного материала и выразить ее в словесной форме. Например, дети легко могут описать ситуацию, передав на словах конкретное содержание, однако они с трудом могут выделить суть рассказа и изложить ее в краткой форме. И вот тут на помощь приходит ассоциативное мышление. После того, как ребенок представит себе ситуацию в наглядной, образной форме, ему становится гораздо легче решить поставленную задачу.