Вы здесь:

Как успокоить ребенка

Как успокоить ребенка
Вводный текст: 

Часто молодые родители теряются и не знают, как успокоить плачущего ребенка, чем ему помочь. Ребенок упал, кровоточит коленка или внезапный испуг, а в результате громкий плач на всю улицу. Родители мечутся, пытаются отвлечь всеми возможными способами, заговорить плачущего малыша. Только он начинает реветь еще больше. Что же на самом деле стоит делать, а что нет, чтобы успокоить ребенка?

Не надо разговаривать с ребенком во время плача. То есть вообще никак. Никаких «иди сюда, я тебя пожалею» или «ты мой маленький». Не надо спрашивать, что случилось, что болит, где упал и что его напугало. Конечно, сложно молчать в такой ситуации, но мозг ребенка и без того перегружен, а слова только добавят ему нагрузки.

Также не стоит тут же дуть на ранку или мазать йодом (исключения - переломы или сильные кровотечения). Не надо сильно укачивать ребенка, подсовывать ему какие-либо сладости или игрушки, т.е. пытаться отвлечь. В такую ситуацию не надо вводить никакие дополнительные сущности. Наоборот, надо помочь разгрузить мозг ребенка, обработать все случившееся и справиться с бедой.

Что поможет в любом возрасте?

1. Сильные, но мягкие объятия мамы (или любого близкого человека). Отойдите немного от места или от проблемы, где все произошло, отвернитесь. Здесь подойдет метафора «мама-одеяло». Надежное, мягкое, родное и теплое. Заверните малыша в себя, словно в одеяло.

2. Отрегулируйте свое дыхание – оно должно быть ровным, плавным и глубоким. Вдохи и выдохи регулярные. В такой ситуации очень сложно сохранять спокойствие, дыхание учащается, сбивается. Регуляция дыхания поможет успокоиться сначала вам, а затем и ребенку. Ведь он со временем синхронизирует свое дыхание с маминым и постепенно успокоится.

3. Плавно покачайте ребенка в такт дыханию, немного поглаживая по спинке. Только все это медленно, плавно, без резких движений, чтобы не отвлекать малыша от трудной работы, которой он занят в это время (он обрабатывает «аварию»). Можете одновременно с покачиванием немного петь песенки без слов, они также помогают отрегулировать дыхание. Но такие напевы тоже должны быть фоновыми, не переключать внимание, не загружать дополнительно мозг.

4. Внимательно наблюдайте за дыханием ребенка. Когда пройдут всхлипывания, и дыхание станет ровным, повернитесь к «проблемному месту» лицом, чтобы посмотреть, где произошла беда. И расскажите ребенку историю происшествия, сказку «об аварии». В сказке должно быть только то, что было – только факты, без суждений и обвинений.

Например: «Ты бежал по дорожке к горке, перед горкой очень скользко, правая нога уехала назад, ты упал и ударился». Когда история подойдет к опасному месту – «упал», ребенок опять может расплакаться, ведь он заново переживает события. Историю можно рассказать несколько раз. Если малыш прослушивает сказку с ровным дыханием, значит, стресс снят.

«Разбор полетов» с объяснениями можно устраивать только тогда, когда ребенок «помирился» с историй и местом происшествия. Не имеет смысла вопросы типа «куда ты смотрел?» или «зачем так быстро бежать?». Лучше спросить его мнение – почему так случилось? И сказку об «аварии» уже можно немного изменить. Когда малыш успокоится, он сам расскажет о своих ошибках, и как их можно было избежать.

Конечно, можно успокоить малыша и старым «бабушкиным» способом – спокойно несколько раз объяснить ему, что все хорошо. Только в результате взрослый успокоил ребенка, а не ребенок успокоился. У ребенка появляются выводы, что он еще слишком мал и ничего не решает сам. Тем более, что малыш может и успокоился, но вот вряд ли снят стресс. Скорее всего, он просто загнан внутрь, особенно если ребенка отвлекали.

Чем хорош такой способ - успокоить малыша? В описанном методе взрослый не перехватывает контроль и управление ситуацией, а фоном помогает малышу учиться самоконтролю. С помощью эмоциональной поддержки малыш сам справляется с болью, сам продумывает ситуацию и ищет из нее выходы. То есть малыш сам себе начальник и босс, а взрослый только помогает.