Вы здесь:

Обучение чтению детей, страдающих дислексией

Обучение чтению детей, страдающих дислексией
Вводный текст: 

В современном классе трудно читающий ребенок вызывает раздражение и неприятие других детей. Но проблемы в формировании этого навыка отнюдь не означают умственную отсталость ребенка. Наоборот, эти дети часто имеют довольно хороший интеллект, и могли бы проявить его, если бы не условия, в которых без навыка чтения в школе нечего делать. Поэтому складывается ситуация, что дети-дислексики пополняют группы детей с девиантным поведением чаще, чем реализуют заложенные в них таланты.

Дислексия проявляется в частичной невозможности формирования навыков чтения. Этому имеются как генетические, так и нейробиологические предпосылки. Но все-таки гораздо эффективнее знать, как с нею бороться. Чешский ученый Зденек Матейчик считал, что разработка таких методов обучения, которые бы учитывали особенности дислексиков, помогла бы вообще избежать развития этого нарушения. Т.е. проблема, по всей видимости, кроется как в особенностях восприятия информации, так и в неподходящем способе обучения.

Современная западная коррекционная педагогика считает дислексию особенностью восприятия, которая поддается коррекции. Этой проблеме уделяется пристальное внимание, выработан интегративный подход к обучению детей-дислексиков. С 80-х годов XX века там появилась новая методика коррекции – методика Роналда Дэйвиса. Автор сам относится к дислексикам, и даже более того, описывает, что до 12 лет у него были выраженные признаки аутизма. Но он сумел не только обучиться чтению, но и организовать обучение других детей.

Опираясь на воображение ребенка, занятия формируют восприимчивость к знаковой системе, наполняют ничего незначащие для дислексика символы конкретными образами. Обучение стабильной фокусировке внимания в работе с символами, устранение спутанности восприятия букв, слов, цифр, включение в обучение других органов чувств стимулировало участки мозга, которые у дислексиков не активизировались при попытках чтения ранее.

Полезно было бы узнать, что дислексики обладают широким спектром талантов, среди которых самый сильный – это яркое, трехмерное воображение, как описал Рональд Дейвис. В своей книге "Дар дислексии" он привел список известных людей-дислексиков, среди которых Г.Х.Андерсен, Л.да Винчи, У.Дисней, А.Энштейн, Г.Форд. Так что, взглянув на ребенка иначе, можно помочь ему.

О дислексии в нашей стране знают немногие, по мнению доктора психологических наук А.Н.Корнева, автора книг «Дислексия и дисграфия у детей», «Нарушения чтения и письма у детей» и других. Да и в подготовке психологов работа с этим недугом не предусмотрена, т.к. традиционно все, что связано с речью, лежит в области логопедии. Хотя психологическая поддержка и обследование явно необходимы детям, страдающим таким нарушением.

Очевидно, что важно раннее выявление предпосылок дислексии, ведь это залог успешной коррекции. По данным сайта 7я.ру, выявление нарушения в 1-2 классах позволяет в 82% случаях успешно откорректировать его. Более позднее выявление снижает успешность коррекции. Конечно, для этого требуются специалисты.

Обращая внимание на особенности развития своего ребенка, можно заподозрить будущие трудности в освоении навыков чтения. Учитывая это, А.Н.Корнев разработал облегченный метод обучения чтению, который будет более доступен детям, входящим в группу риска, и поможет предупредить проблемы в будущем. В 2009 году он издал книгу «Методика обучения чтению дошкольников».