Вы здесь:

Воспитание силы воли

Воспитание силы воли
Вводный текст: 

Нередко приходится видеть неуверенных и нерешительных детей, с вялыми движениями, отступающими перед любыми затруднениями, неустойчивыми в своих желаниях. От них постоянно можно слышать: «Я не умею», «Я не знаю, как», «Я не хочу». Если не принять вовремя меры, то эти черты разовьются в дальнейшем в отрицательные качества, которые характерны для безвольных детей.

Прежде всего, в семье надо установить режим дня ребенка. Он должен в определенное время вставать, ложиться спать, делать уроки, гулять, выполнять какие-то небольшие поручения родителей. При этом старайтесь учитывать распорядок дня всей вашей семьи. Например, если вы уходите на работу к 9 часам, то ребенок должен встать в 8 часов и позавтракать вместе со всеми. Особенно надо следить за тем, чтобы он ложился спать своевременно.

Точное выполнение распорядка дня приучит к дисциплине, организованности, а это основа для воспитания воли. И влиять на ребенка надо не от случая к случаю, а всегда в одном направлении и систематически. Это нужно и для воспитания культурно-гигиенических навыков, и для укрепления воли.

Не препятствуйте стремлению ребенка к самостоятельности. Только вы должны позаботиться о том, чтобы его самостоятельность была разумно организована. Давайте ему разные поручения и следите, чтобы он не отвлекался, выполняя их, преодолевал сложности, возникающие при этом, а начатое дело доводил до конца. Первыми обязанностями ребенка должно быть посильное самообслуживание: убрать постель, одеться, держать в порядке свои личные вещи, чистить обувь.

Не расценивайте занятия и игры только как возможность занять время ребенка. Игра является прекрасным средством в области воспитания воли. Но влияние занятий и игр на волевые качества определяется тем, как родители к этому будут относиться, когда он этим будет заниматься. Бывает так, что ребенку справиться одному трудно. Тогда ему лучше помочь, иначе он бросит работу и будет переживать разочарование по поводу не получившегося задания.

В то же время, если вы окажите ему небольшую помощь, то поддержите желание ребенка закончить работу. Он будет чувствовать радость и удовлетворение, и в следующий раз эти чувства возбудят желание закончить дело до конца. Чем ребенок старше, тем больше он наряду с интересными заданиями должен получать не очень для него интересные задания, но которые ему обязательно надо выполнить.

Появление у ребенка самостоятельной выдумки, стремления что-либо сделать, желаний – это все элементы будущей его воли. Но от некоторых желаний его надо учить отказываться, т.к. в дальнейшем он систематически будет нарушать требования жизни и правила. Вот поэтому хорошие юноши и девушки, но безвольные, иногда не в состоянии противостоять влиянию не очень хороших сверстников.

Чтобы приучить ребенка отказываться от выполнения не вполне разумных желаний, приучайте выполнять правила. Например, он поиграл, а убирать игрушки не хочется, т.к. устал и приятнее сразу лечь в кровать. Но в семье положено убирать вещи вечером на свои места. И он тоже должен выполнять это правило, а для этого ему надо приложить усилия. Таких правил должно быть немного, но они должны соответствовать силам и возможностям ребенка и быть ему понятными.

Выполнение даже небольших требований имеет большое значение в воспитании ребенка. С детства надо приучать его к мысли, что у него есть свои небольшие обязанности, и есть вещи, которые делать нельзя. И при этом, вы должны спокойным, требовательным голосом кратко пояснить, почему же так делать нельзя. Если запрещение будет для ребенка понятным и убедительным, то оно будет способствовать развитию способности сознательно сдерживать себя от нежелательных поступков.

Безвольных детей нет – есть дети, которых испортили воспитанием.