Вы здесь:

Креативность и творческое мышление ребенка

Креативность и творческое мышление ребенка
Вводный текст: 

Все дети на определенном этапе развития - творцы. Они с удовольствием рисуют, пробуя различные краски и карандаши, лепят из пластилина, сочиняют истории. Почему же получается так, что одни, вступив в школьную жизнь, участвуют в выставках и сочиняют стихи, а для других - задание по литературе или рисованию выглядит сущим наказанием? Зависит ли креативность только от врожденных способностей ребенка?

Странно было бы представить себе малыша трех-пяти лет, который ни разу в жизни не попробовал рисовать, отказываясь от карандашей и красок со словами “Я не умею, я не смогу, у меня нет способностей к рисованию.” Грустное зрелище, но, к сожалению, среди детей в возрасте после десяти лет - весьма распространенное. И чем старше становится ребенок - тем сильнее он теряет уверенность в себе, хотя, казалось бы, с возрастом наоборот должны расти возможности и креативные способности. При этом ребенок может искренне хотеть рисовать, лепить, писать рассказы, петь - но он настолько не уверен в себе, что не пытается даже взяться за это. Что же происходит с такими детьми? И как этого избежать?

Правильное отношение к себе и своим творческим способностям закладывается в раннем детстве. И во многом это зависит от родителей и от их реакцию на детский креатив. Прежде всего, навсегда удалите из своего лексикона фразу “У тебя нет способностей”. Эти слова могут серьезно травмировать маленького творца. Кроме того, в раннем возрасте судить о наличии или отсутствии креативных способностей у ребенка еще рано. Не стоит так же и превозносить до небес таланты вашего чада - это может стать залогом будущих разочарований, когда кто-то другой воспримет работы ребенка более прохладно. Относитесь к рисункам и поделкам ребенка внимательно и деликатно. Лучше отказаться от оценок типа: “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно”. Всего этого ребенку хватит с лихвой в школе.

Главное для вашего малыша - ваш интерес и ваша поддержка. Поговорите с ним о его творении. Кто изображен на рисунке? Это герой какой-то сказки, или кто-то из знакомых? Почему захотелось нарисовать именно его? Что он делает? Что с ним будет дальше? Ребенок с удовольствием расскажет о своем творчестве. Давайте ему понять, что вы очень рады тому, что он рисует или лепит. Хотя, конечно, сложно подобрать нужные слова, если рисунок выполнен вашей губной помадой на новых обоях, а платье для куклы сделано из куска, отрезанного от шторы. В этом случае, конечно, придется мягко объяснить малышу, что творчество, это, конечно, хорошо - но для него можно использовать далеко не все, что попадется под руку.

Чтобы у ребенка возникло желание творчества, показывайте ему достойные образцы для подражания: детские книги с красивыми рисунками, фотографии поделок других детей. Уделяйте время совместному с ребенком творчеству, давайте ему несложные задания. Например, вы можете начать рисунок, а ребенка попросите его закончить. Для этой развивающей игры вовсе не требуются выдающиеся художественные способности! Прочитав или рассказав малышу сказку, спросите у него, что могло бы произойти дальше? А что было бы, если бы события в сказке пошли по-другому? Как Колобок мог бы спастись от Лисы? Кто мог бы помочь Красной Шапочке? Вместе с ребенком вы можете также придумать своих сказочных героев. Пусть малыш попробует их нарисовать.

Очень помогут в развитии творческих способностей такие игрушки, как мозаики и несложные конструкторы. Конечно, для этого надо чтобы малыш вышел из того возрста, когда есть опасность, что он проглотит какую-то из мелких деталек.

Старайтесь не ограничивать потребность ребенка в творчестве, когда для него начнется школьная жизнь. Если он хочет рисовать или лепить что-то, помимо школьных заданий, не считайте это пустой тратой времени. Даже если вы не пророчите ему будущее дизайнера или художника, креатив поможет школьнику отдохнуть, снять стресс после школьного дня, восстановить силы. Кроме того, как знать, где и когда в непростой взрослой жизни пригодятся вашему чаду умения делать точные наброски, лепить из глины, подбирать красивые цветовые сочетания?