Вы здесь:

Гиперактивный ребёнок. Заболевание или черта характера?

Гиперактивный ребёнок. Заболевание или черта характера?
Вводный текст: 

Ребенок, не дающий родителям и окружающим ни минуты покоя. Он не сидит на месте, он в постоянном движении, его не занять играми и не усадить за книжку. Он легко переходит от смеха к слезам, конфликтует с другими детьми и ему трудно концентрировать свое внимание на чем-то одном. Что это – простая непоседливость или суровый диагноз – гиперактивность?

Отличить живого, непослушного ребенка от ребенка гиперактивного подчас сложно даже специалисту. Но это необходимо сделать, потому что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) – это медицинский диагноз, который может быть поставлен детским врачом-неврологом на основании диагностического тестирования ребенка и анкетирования родителей. Дискуссии о том, лечить или корректировать поведение гиперактивных детей, не утихают в мире медицины до сих пор. Поведение очень многих известных и талантливых личностей в детстве с точки зрения медицины могло классифицироваться как диагноз СДВГ, что не помешало им с годами адаптироваться в обществе и добиться успехов.

К гиперактивности у детей приводит дефицит гормонов дофамина и норадреналина. В США для лечение детской гиперактивности довольно долго применялись лекарства амфетаминного ряда, провоцирующие зависимость и даже галлюцинации, что вызвало сильнейший протест в обществе. Несмотря на то, что эти препараты не перестали выписывать детям с этим диагнозом, большинство педиатров, учителей и ученых считают, что таких детей не нужно лечить медикаментозно.

В нашей стране лечение носит скорее характер психологической коррекции поведения ребенка. Многие врачи и педагоги вообще рассматривают сверхактивность таких детей, как присущую им черту характера, и рекомендуют родителям внимательно подходить к воспитанию таких детей, к их окружению, к их адаптации в школе. Гиперактивные дети нуждаются в наблюдениях психологов и опытных педагогов.

Основная особенность гиперактивного ребенка – повышенная тревожность, выражающаяся через немотивированные перепады настроения, чрезмерную активность и отсутствие или трудности с концентрацией внимания.

В детских садах за гиперактивными детьми невозможно уследить и чем-то их занять, в школе такие дети не могут долго слушать урок, встают с места, бегают по классу, они быстро утомляются, капризны и возбуждены, а также склонны совершать импульсивные поступки – например, вступать в драку с одноклассниками. В работе с такими детьми огромное значение играет своевременно выявленная неврологом гиперактивность и внимание к такому ребенку со стороны педагога. Умный и опытный педагог может способствовать полному исчезновению симптомов гиперактивности у ребенка, но, как правило, в обычных школах таким детям приходится очень трудно. К ним нужен индивидуальный подход.

Гиперактивность у детей в подавляющем большинстве случаев проходит. Но родители должны помнить, что такие дети в подростковом возрасте чаще других могут связаться с плохой компанией и начать принимать алкоголь, наркотики или быть склонными к агрессии в поведении. И здесь также важно не упустить некоторые моменты в воспитании сына или дочери, постоянно консультируясь со специалистами, выявляя позитивные стороны ребенка, его увлечения и таланты.

Гиперактивность свойственна больше мальчикам, чем девочкам. И немаловажную роль в жизни мальчика с этим синдромом играет мудрое воспитание и крепкое плечо отца.