Вы здесь:

Ложь или фантазия

Ложь или фантазия
Вводный текст: 

Детям свойственны фантазии. Слушая удивительные рассказы малышей, мы улыбаемся их выдумкам, при этом и не думаем наказывать маленьких фантазеров – просто не за что. Ведь фантазия – это замечательно, мы только рады тому, что у ребенка богатое воображение. Но как быть, если вместо фантазий мы все чаще начинаем замечать ложь?

Бурный расцвет фантазии свойственен всем детям в возрасте 4-5 лет. Объясняется это очень просто – ребенок уже замечательно говорит, но еще не научился думать молча, про себя. Поэтому все, что происходит в его сознании, тут же выплескивается наружу. Стоит отметить, что далеко не все фантазии малышей являются выдумками, обычно дети честно описывают то, что видят. Сложности возникают с интерпретацией увиденного.
Вспомните себя – наверняка в вашей памяти сохранились воспоминания о том необычном, что вы видели в детстве. Некоторые ученые утверждают, что мозг детей работает не так, как у взрослых, поэтому малыши могут видеть то, что взрослым уже недоступно. Поэтому не воспринимайте необычные рассказы ребенка как однозначную выдумку – вполне возможно, что он действительно встретил что-то необычное. Но для того, чтобы описать увиденное, ему приходится пользоваться имеющимися в его распоряжении словами. Так и появляются в рассказах ребенка феи, домовые, драконы…
По мере того, как ребенок взрослеет, все более активно начинает проявлять себя левое полушарие мозга. Именно левое полушарие отвечает за логику, анализ, интеллект. Ребенок начинает думать, анализировать складывающуюся ситуацию. Это и есть тот момент, когда в словах ребенка может появиться ложь. Если раньше он честно описывал все, что видел, то теперь начинает прогнозировать последствия своих слов. И если последствия ожидаются неблагоприятными, ребенок может солгать.
Для родителей в это время важно не наказывать ребенка за ложь, а объяснить всю пагубность неправды. Именно на этом этапе важно воспитать в ребенке искренность и правдивость, умение отвечать за свои поступки. При этом родителям следует быть очень внимательными и понимать, где действительно детская ложь, а где просто фантазии. Детям свойственно преувеличивать какие-то события или воспринимать их совсем не так, как это свойственно взрослым. Не надо одергивать малыша за каждую «неправду», этим можно нанести ему тяжелую психологическую травму. Постоянно ощущая на себе давление, ребенок замкнется в себе, начнет тщательнее контролировать свои слова – в том числе и ложь. Страх наказания не только не решает проблему лжи, но напротив, усугубляет ее, закладывает ростки будущих психологических проблем.
Именно поэтому так важно мягкое, доброжелательное отношение к рассказам детей. Даже если ребенок рассказывает что-то совершенно фантастическое, не прерывайте его, не уличайте во «лжи». Наоборот, по достоинству оцените этот удивительный рассказ, ребенок будет искренне благодарен вам за проявленное внимание и участие. Но если малыш начинает говорить неправду, исходя из каких-то собственных интересов, будь то страх наказания за проступок или желание что-то получить, это уже очень тревожный симптом. Такую ложь пропускать нельзя, в противном случае ребенок быстро оценит все ее «преимущества». Но даже в этом случае следует не наказывать за ложь, не ругать ребенка, а объяснять ему неправильность лжи, ее недопустимость. Принципы поведения, формирующиеся в результате понимания, оказываются гораздо более стойкими и всеобъемлющими, чем основанные на страхе наказания.