Вы здесь:

Если ребенок не хочет учиться

Если ребенок не хочет учиться
Вводный текст: 

Когда ребенок не хочет учить буквы и ленится писать и считать, родители, глядя на соседских детей, уже давно освоивших букварь, беспокоятся, ругаются и спорят, почему же их малыш не теряет голову при виде очередной книжки. То же самое и в школе: если кто-то из одноклассников лучше решает задачки по химии или талантливее пишет сочинения, чем любимое дитя, опять начинаются ссоры, финалом которых почти во всех случаях становится вопрос: «Почему ты не хочешь учиться?». И порой родителям приходится приложить немало усилий, чтобы пробудить в ребенке интерес к учебе.

Если говорить про дошкольников, здесь обязательно должен быть пример взрослых. Если родители не читают, ребенок тоже читать никогда не будет. Потому что если родитель сам не делает чего-то, невозможно потребовать этого от ребенка. Купите детские книжки, которые вам самим хотелось бы перечитать, которые вы любили в детстве и читайте вместе.

Еще один действенный способ, за который выступает большинство психологов во всем мире – разговор. Заключается он в обсуждении с ребенком того, что он прочитал, увидел по телевизору или на улице. Нужно спрашивать школьника, что он думает по тому или иному вопросу, как он оценивает поступки других. Как известно, дети уже в 6-7 лет могут отличить хорошие поступки от плохих.

Следите, какие фильмы сморит ребенок и куда ходит в кино, особенно до 4 класса. У очень многих мультиков, особенно американского производства, есть ограничение по возрасту, но в кинотеатрах это не всегда соблюдается. Всем известный «Шрек» имеет ограничение по возрасту – 13 лет. Но есть ли в России ребенок до тринадцати, который не смотрел этот мультик, да еще и несколько раз? А ведь родители должны контролировать, что смотрит их чадо, понимать, чему учат и как меняют сознание ребенка эти мультфильмы. И лучше найти альтернативу, желательно советского производства, потому что российские мультфильмы несут другие ценности. Например, в заграничных мультфильмах между героями постоянно идет борьба, чаще всего – на кулаках. Поэтому не удивляйтесь, если в определенный момент ребенок начнет драться по любому поводу.

Третий весьма ценный способ – игра. Если хотите приучить дошкольника к учебе, нужно объединить несколько ребят в группы и посоветовать поиграть в школу. Если в группе есть разновозрастные дети, например, первоклассник и два дошкольника, он сам их научит и читать и писать. В процессе игры они очень быстро этому обучаются.

Что касается дальнейшей учебы, обязательно нужно учитывать мотивацию ребенка. В первом классе ребенок нацелен на индивидуальное получение оценки, то есть ему важно, чтобы его обязательно похвалили. Но похвала должна быть соразмерна полученному результату. И если результат учебы вас не устраивает, ставить в пример соседского отличника не нужно - сравнивать результаты ребенка можно только с его собственными. Если ребенок одну четверть закончил хуже, чем другую, то здесь можно сравнить: смотри, ты сбавил. И вот это сравнение пойдет на пользу ребенку. Если же сравнивать с другими детьми, то чаще всего вместо того, чтобы начать учиться, он перестает заниматься учебой вообще. Вешать клеймо троечника тоже чревато – ребенок начинает ему соответствовать. Но может быть, по каким-то предметам он действительно троечник, а по другим умнее, чем все остальные.

На протяжении всей учебы ребенка в школе нужно постоянно быть в курсе, что ему интересно. И никогда не позволять себе грубых и негативных выпадов в сторону школы и тем более ни одного плохого слова в сторону учителя. Одна-единственная фраза может кардинально изменить отношение ребенка к учебе. Авторитет учителя все равно есть, и если родители его подрывают, потом не нужно удивляться, почему ребенок школу не любит. Интерес у ребенка к учебе будет только тогда, когда его учеба и все то, что происходит в школе, интересны родителю.

Если говорить про старших школьников, то здесь возможно взаимодействие через компьютер: интернет, компьютерные игры должны быть обучающими. Даже социальные сети могут оказаться полезными, если проявить интерес к тому, как это действует, почему все там регистрируются, как она создавалась. Ребенку всегда интересно докопаться до сути. Очень много появляется подростковых клубов, где они занимаются либо фотографией, либо съемкой фильмов. И подростки уходят в такие объединения из дворовых компаний и субкультур, потому что там интереснее. Но энтузиазм к этому должен быть и у взрослого. Стоит один раз высказать интересную идею, и потом не придется думать, где же ребенок пропадает вечерами. Появится интерес к получению новых знаний, и тогда не нужно будет заставлять выучить еще главу из учебника или проверять, выполнил ли он домашнее задание.

Главное, не стоит ставить ребенку очень высокую планку в обучении, ведь он может с ней не справиться. Пусть лучше она повышается постепенно. А личный пример, общение и общий интерес станут в этом добрыми помощниками.