Вы здесь:

Ребенок приносит чужие вещи домой

Ребенок приносит чужие вещи домой
Вводный текст: 

У маленьких детей свои взгляды на свое и чужое, в их сознании еще нет четкого разграничения этих понятий. Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок приносит домой чужую вещь. Как поступить в этом случае?

Принося домой чужую вещь, чаще всего игрушку, ребенок обычно не сознает, что совершает что-то неправильное. Понятия «свое» и «чужое» еще не закрепились в его сознании, поэтому он просто берет то, что ему понравилось. В большинстве случаев малыш хочет лишь поиграть с игрушкой и не считает свой поступок воровством.

Задача родителей в этой ситуации – мягко и убедительно объяснить ребенку, что брать чужие вещи нехорошо. В этой ситуации может помочь пример «от обратного»: спросите ребенка, понравится ли ему, если его любимую игрушку заберет соседский ребенок? Расстроится ли малыш в этом случае, будет ли ему плохо без любимой вещи? Важно помочь ребенку понять, почему такой поступок является нехорошим: осознав это, он вряд ли еще хоть раз принесет домой чужую вещь.

Детское воровство является достаточно обычной вещью. Тем не менее, психологи считают, что к четырем годам ребенок уже понимает разницу между хорошими и плохими поступками. И если после достижения этого возраста малыш продолжает воровать, это уже тревожный сигнал для родителей. Возможно, они упустили момент, не объяснили вовремя ребенку, что брать чужие вещи нехорошо. И если сейчас не исправить свои упущения, ситуация может зайти слишком далеко, привычка брать чужое перерастет в страсть к воровству.

Именно поэтому следует обращать внимание на то, с какими игрушками играет ребенок, какие вещи приносит он домой. Если появилась чужая вещь, следует обязательно поинтересоваться, откуда она. В том случае, если ребенок начинает врать, вскрывается еще одно упущение родителей – они не привили малышу правдивость.

Важно понимать, что любые проступки ребенка являются недочетом родителей, поэтому не стоит его наказывать. «Карательные» меры, конечно, могут дать определенный результат, но чаще всего они лишь загоняют проблему еще глубже. Есть большая разница в том, не ворует ли ребенок из страха наказания или потому, что понимает недопустимость воровства. Именно поэтому так важно вовремя сформировать у ребенка понятия своего и чужого, научить его довольствоваться своими вещами.

Иногда бывает, что родители, уличив ребенка в воровстве, стремятся тут же преподать ему урок. Например, идут вместе с ним к хозяину игрушки и заставляют вернуть ее, при этом делают все так, чтобы ребенку было очень стыдно. С одной стороны, такой урок действительно запоминается на всю жизнь. С другой, он может нанести малышу психологическую травму. Будет гораздо правильнее объяснить ребенку неправильность его поступка, после чего предложить ему лично вернуть игрушку владельцу. Этот процесс желательно проконтролировать, находясь неподалеку.

Процесс восприятия ребенком того, что хорошо и что плохо, очень непрост и растягивается на годы. Очень важно привить ребенку правильное понимание этих вещей так, чтобы не задавить формирующуюся личность маленького человека бесчисленными «нельзя». Не запреты и угрозы, а доброжелательное и терпеливое объяснение того, почему какие-то поступки являются недопустимыми – только в этом случае малыш впитает все правила хорошего поведения, сохранив живой ум, любознательность и открытость.