Вы здесь:

Как поощрить или наказать ребенка

Как поощрить или наказать ребенка
Вводный текст: 

Наказание и поощрение детей являются основными методами в воспитании. Цель обоих методов – благо для ребенка, однако многие родители по-своему представляют себе, что это такое. Чтобы и наказания, и поощрения действительно служили для развития личности вашего ребенка, следует знать основные принципы их реализации.

Самая правильная тактика в формировании положительной модели поведения ребенка заключается в том, чтобы поощрять его всякий раз, когда он проявляет себя хорошо. Не бойтесь избаловать чадо – если ребенок заслужил похвалу, она не принесет никакого вреда.

Не стоит поощрять детей сладостями, это может принести вред здоровью. Соизмеряйте способ поощрения с достижениями ребенка, за которые вы хотите его похвалить – не стоит покупать новую куклу каждый раз, когда девочка без капризов съела суп.

Специалисты-психологи в качестве способа поощрения рекомендуют, например, выделить побольше времени для игры или организовать мини-праздник, можно купить ребенку игрушку, о которой он давно мечтал. Для детей более старшего возраста допустимо поощрение карманными деньгами, однако нематериальные поощрения предпочтительнее.

Основные правила наказания ребенка:

1. Наказание должно быть справедливым. Это означает, что ребенок должен понимать, в чем его вина. Ситуация, в результате которой он понес наказание, должна была быть оговорена заранее.

2. Наказание следует за конкретным проступком.

3. Не откладывайте наказание на потом, ребенок должен понимать связь своего проступка с последующим фактом наказания.

4. Никогда при наказании не лишайте ребенка права на удовлетворение его естественных физиологических потребностей (туалет, еда, питье, сон). Не следует даже на словах угрожать ребенку лишением обеда, сладкого и т.д.

5. Ребенок должен по возможности исправить негативные последствия своего поступка: убрать разбросанные игрушки, постараться починить сломанную вещь, извиниться за грубые слова.

6. Не следует вешать ярлыки и внушать тем самым ребенку, что он «плохой», «дурак», «нехороший мальчик». Говорите о поступке, а не о личности ребенка.

7. Наказания должны быть последовательными, а не от случая к случаю. Ребенок должен быть готов к ним и принимать их справедливость.

Помните, что и при наказании, и при поощрении дети должны чувствовать безусловность вашей любви. Нельзя использовать формулировки «Ты так плохо делаешь, не буду тебя любить» или «Вот сделаешь, как надо, только тогда поцелую тебя». Ваша любовь – главный стимул для развития вашего ребенка.