Вы здесь:

Если ребенок ворует

Если ребенок ворует
Вводный текст: 

Детское воровство можно отнести к «постыдным» проблемам. Чаще всего родителям неловко обсуждать такую ситуацию со специалистами, когда их ребенок взял чужую вещь или украл деньги. Так или иначе, но неравнодушному родителю очень хочется знать, что же делать, если воровство становится явным.

Представление о том, что происходит с ворующим ребенком достаточно смутное и общее. Психоаналитики особое внимание обращали на воровство подростков и детей. Например, Абрахам писал, что субъектом, возможно, пренебрегают, его не хотят или обижают.

Отмечают несколько категорий, которые объединяют хроническое воровство. Это может быть способ получения наказания, восстановление потерянных взаимоотношений с матерью, усиление самооценки, акт агрессии или возбуждение, защита от повреждения.

Воровство не излечить с помощью наказания. И это первое, что должны понять родители. Прежде чем предпринять какие-то меры, необходимо разобраться в причинах возникшей проблемы. Лучшей профилактикой таких ситуаций является доверительная беседа. Обсудите с ребенком его проблемы и расскажите о своих. Неплохо, если вы поделитесь собственными чувствами и переживаниями, которые вам пришлось испытать в похожей ситуации. Ребенок сразу почувствует дружеское участие и искреннее желание его понять.

Выясните, что более всего интересно вашему ребенку: спорт, фотографирование, книги, искусство, коллекционирование. Необходимо попытаться его энергию направить «в мирное русло». Чем раньше вы сможете это сделать, тем лучше. Если жизнь человека заполнена интересными занятиями, то он будет чувствовать себя нужным и счастливым. Ему нет теперь нужды привлекать внимание к себе. У него есть друг, и пусть он пока один.

Хорошим способом в решении данной проблемы является библиотерапия. С детьми 6-7 лет вы можете обсуждать разные художественные тексты, анализировать ситуации, которые касаются моральных норм. При этом вы можете вместе придумать свою концовку рассказа. Дайте ему почувствовать разные варианты развязки.

Еще один главный момент – создать для ребенка ненавязчиво приемлемый круг общения. Позаботиться об этом необходимо, пока он еще маленький. В этом кругу могут быть малыши ваших друзей, какой-нибудь кружок, секция – словом, общество людей, доброжелательно и хорошо относящихся друг к другу, со схожими интересами.

Учите ребенка сопереживать, думать о чувствах близких и окружающих людей. Познакомьте с простым правилом: «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали». А смысл объясните на примере из собственной жизни.

Приучайте ребенка к ответственности в семье за что-то или кого-то – за свежий хлеб в доме, за младшую сестренку, за полив цветов, а в возрасте 7-8 лет за свою комнату, портфель. Постепенно передавайте ему часть своих дел, делитесь с ним со своей ответственностью.

Вспоминайте чаще свое детство и свои проблемы. Подумайте, как бы вы поступили на его месте. Ребенок должен чувствовать ваше внимание, сочувствие, помощь и понимание.

Все выше сказанное нельзя применить, если ребенок болеет клептоманией. Это редкая болезнь и встретить ее можно довольно редко. Воспитательные меры в таком случае не помогут, т.к. с клептоманом должен работать психиатр.