Вы здесь:

Психическое развитие ребенка 3 лет

Психическое развитие ребенка 3 лет
Вводный текст: 

Развитие ребенка в трехлетнем возрасте потребует от родителей особой чуткости и умения своевременно перестроить отношения с ребенком на фоне растущей самостоятельности и активности малыша. Какие факторы обуславливают психическое развитие трехлетнего ребенка?

Ведущей деятельностью детей 3-х летнего возраста является общение ребенка с взрослым, что является необходимой предпосылкой развития предметной деятельности, направленной на овладение общепринятыми способами взаимодействия с предметами. Предметная деятельность играет решающую роль в развитии начальных форм мышления, которое носит наглядно-действенный характер.

Значительным достижением раннего возраста является овладение речью. Л.С. Выготский утверждал, что возраст от одного до трех лет является периодом особой чувствительности, восприимчивости ребенка к речевым воздействиям. Формирование речи в этом возрасте является основой всего дальнейшего психического развития ребенка.

Трехлетний ребенок понимает значение всех слов, которыми оперируют взрослые в повседневном общении, и начинает понимать инструкции взрослого в отношении совместных действий. Его словарный запас составляет 1200-1500 слов, основную часть которого составляют имена существительные (до 60 %).

В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться моральные чувства и закладываться предпосылки воли. Дети в конце третьего года жизни способны определить цель своих действий и свои намерения.

Приблизительно в два годика ребенок начинает узнавать свое отражение в зеркале, что свидетельствует о зарождении самосознания, которое уже в три годика выражается в появлении местоимения «Я».

Разграничивая действия от предметов и обобщая их, сравнивая свои действия с действиями других людей, малыши начинают осознавать их как собственные действия, ими самими выполненные, что выражается в появлении на третьем году жизни местоимения «Я» и отчетливой тенденции к самостоятельности, что выражается в постоянных требованиях и заявлениях родителям «Я сам!»

Рост самостоятельности и активности ребенка на фоне чрезмерной опеки родителей может сопровождаться кризисом 3-х летнего возраста, который является кризисом выделения своего «Я». В отношениях со значимыми взрослыми могут появиться признаки негативизма, своеволия, различных протестов и бунтарства, капризностью, деспотизмом, обесцениванием прежних правил поведения. Изменение позиции ребенка требует от взрослых своевременной перестройки отношений с ним.